Двигательная активность с рождения

Сущность тел Это их

Дееспособность, их активность

Г. В. Лейбниц

Детеныши ланей, косуль, оленей относятся к матуронатному виду животных. Только родившись, они встают на ножки и сразу проявляют двигательную активность — ходят, бегают. А через неделю — две убегают вместе с матерью от волчьей стаи. У новорожденного ребенка также есть некоторые признаки матуронатных животных.

Они были сформированы в ходе филогенеза и теперь выступают в виде безусловных двигательных рефлексов.

Среди них наиболее важными представляются те, которые обеспечивают проявление двигательной функции. Это — врождённые двигательные рефлексы — хватательный, шагательный и брыкатель-ный. Сразу же после рождения эти двигательные рефлексы могут активно проявляться в жизни. В Гл. П было показано, что брыка-тельный рефлекс реализуется с рождения в отталкивание от воды, и малыш плавает на большой воде. Только родившись, крохотный младенец висит на руках, обхватив своими цепкими пальчиками пальцы взрослого. Только появившись на свет, он переступает ножками при поддержке под мышки; лучше всего это получается в облегченных условиях, когда дорожка идет под уклон или когда он в воде по пояс, где за счет выталкивающей силы воды нивелируется вес (масса) тела.

Если двигательные рефлексы не запускать в действие в раннем детстве, а наоборот, угнетать свободу движений — отлучить от водной среды и упрятать в капкан тугих пеленок — малыш теряет постепенно возможность их проявления.

Через несколько месяцев эти нереализованные, задавленные, искусственно "парализованные" двигательные рефлексы угасают и исчезают вовсе.

Это констатируется в учебниках по возрастной физиологии.

Но дальше мышление и фантазия медика, даже маститого учёного, не работает.

А что, если с рождения запустить в работу эти врождённые двигательные механизмы?

Ведь они предназначены и готовы к действию.

Не надо бояться этого. Младенец не бессильное и беспомощное существо, которое только ест, спит и пачкает пеленки. Это — маленький живчик, он полон энергии, он хочет и он может активно двигаться.

Однако, идея активного двигательного развития в периоде раннего детства встречает полное непонимание и неприятие со стороны официальных медицинских кругов. — Ах, ну что вы, что вы?! В раннем онтогенезе ребёнок еще очень слабенький, ему нужен полный покой и щадящий режим и ни о каких нагрузках и речи быть не может.

Но позвольте, любители щадящего режима, шприцев и антибиотиков!

Движение, как таковое, при его разумной дозировке, не может вредить ребёнку.

wodn_pred - 0040-1.jpg

wodn_pred - 0041-1.jpg

Возможность реализации с рождения безусловных двигательных рефлексов доказывается самой жизнью.

Волею случая младенцы, «дети-маугли», попавшие «на воспитание» к обезьянам, медведям, волкам, воспринимали повадки своих «приемных родителей» и становились выносливыми, ловкими, сильными.

Найденные в Индии двух — и пятилетняя сестры Амала и Камала, вскормленные волками, научились бегать на четвереньках и пробегали десятки километров, не отставая от своих новых собратьев.

Известный психолог проф. П. А.Рудик рассказывал, что в детстве был свидетелем любопытного случая.

Когда охотники убили медведицу, в ее логове нашли одичалого годовалого мальчика, очень сильного и агрессивного! С трудом удалось справиться с ним и связать его.

Чтобы выжить, ему нужно было бороться за сосок с более мощными «собратьями» и суметь еще перезимовать голышом в медвежьей берлоге.

wodn_pred - 0041-2.jpg

Следовательно, можно полагать, что у человеческого дитя двигательная функция может быть активизирована с периода новорожденности.

Исходя из нашей более, чем сорокалетней практики, можно сделать заключение: чтобы младенец нормально физически и психически развивался, ему необходимы ежедневные и разнообразные физические нагрузки.

В них входят ежедневно выполняемые:

•     интенсивный массаж всего тела;

•     водная адаптация, переходящая постепенно в обучение плаванию;

•     гимнастика младенца, с ее статическими и динамическими упражнениями — как элемент тренировки.

Статически напряженные позы применяются (в приседе или вниз головой в удержании за ноги) даже при кормлении грудью. Это заметно укрепляет мышцы ног и туловища (см. фото на стр. 43 и 44, верхнее фото)

wodn_pred - 0042-1.jpg

Двигательная активность новорожденного ребенка ему свойственна и необходима, и она может проявляться в самых различных вариантах и условиях.

Особую роль играют статические и динамические упражнения (см. Приложение).

wodn_pred - 0043-1.jpg

Эти упражнения выполняются малышом в «вынужденном режиме», т. е. в руках и руками взрослого.

Статические упражнения (висы, стойки, упоры) развивают силу и выносливость, формируют волевую основу личности — терпеливость, упорство, настойчивость.

Динамические упражнения (раскачивания, перевороты, вращения) вырабатывают у малыша быстроту, силу, выносливость, ориентацию во времени и пространстве, а также смелость, решительность, самообладание.

Комментарии запрещены.

Свежие комментарии