Гимнастика младенца (динамические и статические упражнения)

В примерном ориентировочном комплексе дано 20 упражнений для грудных младенцев, вполне для них посильных и направленных на психофизическое развитие.

Занятия по этому комплексу нужно начинать с первых минут жизни младенца. В комплексе предусматривается, прежде всего, доступность упражнений по степени их сложности, последовательность их выполнения — от простых к более трудным, постепенное наращивание физических нагрузок и, конечно, учет индивидуальных возможностей младенца. Статические позы (асаны) и динамические упражнения запускают у младенца особые жизненные механизмы.

При выполнении этих упражнений у малышей формируется мышечная система, налаживается и совершенствуется координация движений, укрепляются суставы, развивается вестибулярный аппарат, закладываются основы самостоятельности и волевых черт характера.

Упражнения 2,3,4,6,7а, 76,10, 11,12,13,15,17а,18 и 20 выполняются в виде раскачиваний, вращений, переворотов тела в висах и упорах на руках или ногах. Они имеют динамический характер. В этом случае мышцы поочередно сокращаются, расслабляются, а тело или отдельные его части перемещаются в пространстве.

Динамические упражнения направлены на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, на выработку ориентации во времени и пространстве, а также на формирование волевых задатков — будущих черт характера, таких, как смелость, решительность, самообладание и др.

Упражнения 1,5,8,9,13,14,16,17б и 19 представляют собой позы в виде стоек, висов, упоров и носят статический характер, когда ребенок (или часть его тела) остается неподвижным, мышцы не изменяют своей конфигурации, но напряжение в них постепенно нарастает. Это беби-йога — термин, кстати, введенный И. Чарковским.

При статических упражнениях развивается сила и выносливость мышц, укрепляется связочно-суставочный аппарат, вырабатывается чувство равновесия в различных позах, формируются волевые качества — терпеливость, упорство, настойчивость и др.

На занятиях по данной системе необходимо принять все необходимые меры для обеспечения безопасности, предупреждения возможного травматизма.

Упражнения следует выполнять мягко и плавно, без резких рывков и грубых толчков.

Иметь чувство меры, соблюдать оптимальную дозировку количества повторения упражнений, степени их сложности, величины мышечного напряжения и времени работы с малышом, то есть не перегружать, не переутомлять его чрезмерной нагрузкой.

Проводить физкультурные занятия, в том числе динамической и статической гимнастикой целесообразно до кормления.

Заниматься с малышом упражнениями надо на достаточно удаленном расстоянии (минимум 2-3 метра) от твердых предметов, таких, как стол, стул, шкаф, батарея, люстра и т. п., во избежание возможного удара о них.

На случай возможного выскальзывания малыша из рук и падения на полу должны быть какие-то средства предохранения от ушибов — или мягкое покрытие типа батута, матрацев, одеял, подушек, или водная поверхность не очень большой глубины. Ладони методиста (родителя) не должны быть скользкими. При излишней потливости руки нужно периодически протирать полотенцем.

Методисту надо быть чутким и внимательным, вести непрерывное наблюдение за реакцией малыша на нагрузку, следить за его мимикой, внешним видом и эмоциональным состоянием, контролировать воздействие на ребенка через свое, собственное мышечное чувство.

Краткое описание основного комплекса упражнений

Упражнение 1 Стойка на прямых ногах

Малыш стоит на прямых ногах в вертикальной позе на ладони методиста (родителя) при страхующей поддержке спереди. Важно поймать баланс (равновесие) при данной позе и тренировать его в этой упражнении как можно чаще. Вскоре малыш и сам будет стоять в кроватке или манеже, держась ручками о стенки.

Упражнение 2 Вращение вниз головой в удержании рукой за обе голени

Взяв рукой сзади за обе голени и перевернув малыша вниз головой, разворачивать его (вращать) вокруг продольной оси тела поочередно в обе стороны. Постепенно он привыкнет к этому упражнению и полюбит его.                                    ,

Упражнение 3

Вращение и раскачивание вниз головой в удержании рукой за голень

Удерживая малыша за голень в положении головой вниз, разворачивать его, раскручивать (вращать) вокруг продольной оси тела или раскачивать поочередно в обе стороны. Это упражнение развивает вестибулярную устойчивость, а также вырабатывает смелость, самообладание и другие волевые качества.

Упражнение 4

Вращение и раскачивание головой вниз в удержании за бедро

Удерживая за бедро, вращать малыша вокруг продольной оси тела, то есть разворачивать, раскручивать в обе стороны. При этом укрепляются мышцы ног, развивается вестибулярная устойчивость, вырабатываются смелость, решительность, самообладание.

                            Упражнение 5

Вис на руках и подбрасывание из виса

Взяв малыша за предплечья, удерживать его в висе на руках. Со временем у него окрепнут руки, особенно плечевые суставы, он сможет висеть подолгу, не уставая. Из виса можно подбрасывать малыша вверх и ловить за туловище.

                  Упражнение 6

                              Вис и вращение на одной руке

Удерживая малыша за предплечье, давать ему висеть, также вращать или раскачивать в обе стороны, по типу маятника. При выполнении этого упражнения укрепляются мышцы рук и плечевого пояса.

Упражнение 7а Раскачивание вниз головой

Удерживая малыша за бедра, раскачивать его вправо и влево по типу маятника. При этом укрепляются мышцы ног и туловища. Вскоре ребенок привыкнет к этому упражнению и с удовольствием будет раскачиваться головой вниз.

Упражнение 76 Подъем махом в полусед из положения Вис головой вниз

Удерживая малыша сзади за ноги в положении головой вниз плавным махом вывести его в полусед. При этом упражнении укрепляются коленные и тазобедренные суставы, вырабатывается чувство равновесия (баланс), развиваются волевые качества.

Упражнение 8

Вертикальная стойка

Охватив кистью обе стопы малыша, удерживать его на прямых ногах в вертикальной позе. Стойка — руки в стороны. Это упражнение вырабатывает чувство равновесия, при этом укрепляются все мышцы туловища.

                        Упражнение 9

Удержание за бедра в наклонной плоскости

Взяв малыша сзади за голени, удерживать его в наклонной плоскости с прямой спиной под углом в 90 градусов. При этом он может упираться ногами в грудь тренирующего. При этом упражнении значительно укрепляются мышцы ног, живота, спины и грудной клетки.

Упражнение 10 Вращение по кругу в удержании за ноги

Взяв малыша сзади за голени, вращать его по кругу в вертикальной плоскости поочередно в обе стороны — по и против часовой стрелки. При этом упражнении укрепляются мышцы ног и всего туловища, вырабатывается пространственная ориентация, развиваются волевые качества.

Упражнение 11 Переворот назад из виса на подмышках

Из виса на подмышках — полупереворот или полный переворот назад. Большим пальцем охватив плечо сверху, а указательным снизу, вначале раскачивать, а затем делать полупереворот или полный переворот ногами вперед-вверх, а затем обратно, в исходное положение. Это упражнение более сложное по координации, оно хорошо развивает пространственную ориентацию, приучает владеть своим телом.

Упражнение 12а Раскачивание в висе на прямых руках

Взяв за предплечья, раскачивать в висе на прямых руках вперед-назад и в стороны. При этом упражнении хорошо укрепляются мышцы рук и плечевые суставы, вырабатывается разносторонняя координация движений.

Упражнение 12б Спад из виса на руках — головой вниз в вис на руках Головой вверх

Из виса на руках (держа за предплечья) головой вниз, делать спад ногами назад в вис на руках головой вверх и затем маховым движением возвращать малыша в исходное положение. Это упражнение развивает ловкость, мышечное чувство, владение своим телом. Оно координационно более сложно и требует усвоения предыдущих упражнений.                                     

Упражнение 13 Вис Головой вниз в удержании за ноги и вращение за голову

Удерживая левой рукой за голени, с поддержкой правой под головой сохранять положение виса головой вниз с постепенным переходом в стойку на голове. Можно также вращать (разворачивать), взяв за голову. При этом укрепляются суставы и мышцы шеи и плечевого пояса, развивается ориентация.

Упражнение 14 Вис на шейных мышцах в удержании за голову

Захватив малыша сзади за шею (большой и указательный пальцы упираются под нижнюю челюсть) удерживать его в висе. Это упражнение развивает мышцы шеи и плечевого пояса.

Упражнение 15

Подбрасывание вверх с одновременным вращением тела                              Вокруг его продольной оси

Держа малыша сзади под лопатки и бедра, слегка подбрасывать его вверх, одновременно придавая ему вращение вокруг продольной оси тела до неполного, а затем и полного оборота. В этом упражнении хорошо развивается пространственно-временная ориентация.

Упражнение 16

Сохранение равновесия при удержании за полусогнутые ноги

Удерживая малыша сзади за голени, заставлять его сохранять равновесие в этой неустойчивой позе — на полусогнутых ногах. В этом упражнении вырабатывается чувство баланса, навык владения своим телом.                                                           

Упражнение 17а Раскачивание в горизонтальном положении

Захватив руками за разноименные конечности (правой рукой за левую ногу, а левой рукой за правую руку), раскачивать поочередно в обе стороны. При этом укрепляются мышцы рук, ног и всего туловища.

              Упражнение 17б

Вис на одной руке с поддержкой под колено

Взяв малыша левой рукой за правую руку и поддерживая правой рукой под левое колено, удерживать его в этом положении. При этом упражнении развивается чувство баланса.

Упражнение 18

Перевод из положения головой вниз в положение головой вверх в удержании за туловище

Удерживая малыша за ягодицы и бедра, переводить его маховым движением из положения головой вниз в положение головой вверх. Это упражнение развивает мышцы туловища, ловкость, координацию движений.

Упражнение 19         

Удержание за туловище в положении на боку

Обхватив малыша за спинку и животик, удерживать его на весу левым (правым) боком вниз. В этом упражнении укрепляется позвоночник и мышцы всего туловища.

Упражнение 20

Раскачивание в стороны в смешанном висе

Захватив малыша за руки и ноги, раскачивать его в стороны в положении головой вверх. Это положение укрепляет и развивает мышцы рук, ног и туловища.

Особое значение приобретают полеты в воздухе. С момента рождения младенец с целой еще пуповиной взлетает в воздух и мягко приземляется на руки родителя или методиста.

Это активная форма приспособления к жизни в воздушной среде.

wodn_pred - 0050-1.jpg

От полетов в воздухе в руках взрослого малыши переходят к бесстрашным прыжкам со шкафа на диван, а потом они с успехом осваивают прыжки в воду с вышки бассейна, сначала с лонжами для страховки, а потом и без них.

wodn_pred - 0051-1.jpg

А давайте пофантазируем…

Детвора вместе с родителями и старшими детьми заплывают далеко в море и без устали плавает и забавляются с дельфинами. А это, своего рода «школа дельфинов».

В раннем онтогенезе дети осваивают катание на санках и лыжах с горки, на роликовых коньках, велосипеде, педальном автомобиле. Они прыгают с парашютом с детской тренировочной вышки или с вышки бассейна со страховочными резиновыми лонжами. Они совершают полеты на небольшой высоте на детском дельтаплане или на взрослом дельтаплане, крепко зафиксированные ремнями к телу отца или методиста.

Раннее двигательное развитие даст мощный импульс формированию мозга ребенка, его интеллекта, фантазии, воли и мужества.

Это будет физически крепкое, абсолютно здоровое, выносливое и интеллектуально высоко развитое поколение.

И это будет прорыв в новую цивилизацию.

Комментарии запрещены.

Свежие комментарии