ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМЫ B ОПРОСНИКА FPI

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМЫ B ОПРОСНИКА FPIВводные замечания. Личностный опросник создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРІ и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике — 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, a X-XII — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных

жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно­оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала Х (экстраверсия — интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм — феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому.

Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между

собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или “сырых”, оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются “окна” в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с “окнами” шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия.

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9­балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к средним — 4-6 баллов, к высоким — 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.

Инструкция испытуемому. На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т. п. Если вы считаете, что такое

соответствие имеет место, то дайте ответ “Да”, в противном случае — ответ “Нет”. Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально­психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

ВОПРОСЫ

1. Я внимательно прочитал инструкцию и готов откровенно ответить на все утверждения теста

2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т. д.)

3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговоров

4. У меня часто болит голова

5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи

6. Я быстро теряю самообладание, но также быстро беру себя в руки

7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом

8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать, и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем

9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным

10. Я могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку

11. Я чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание

12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди

13. Не думаю, что можно было бы простить обиду

14. Считаю, что на зло не надо отвечать злом, и всегда следую этому правилу

15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова

16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи

17. В своих поступках я всегда исхожу из того, что людям можно полностью доверять

18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы

19. Легко могу развеселить самую скучную компанию

20. Я легко смущаюсь

21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично

22. Нередко чувствую, как у меня немеют и холодеют руки и ноги

23. Бываю неловким в общении с другими людьми

24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным

25. Иногда нет никакого желания чем-нибудь заняться

26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуха, будто бы я выполнял очень тяжелую работу

27. Мне кажется, что в своей жизни я очень много делал неправильно

28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной

29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений

30. Я считаю, что у меня достаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой

31. Часто у меня нет аппетита

32. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей

33. Обычно я решителен и действую быстро

34. Я не всегда говорю правду

35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории

36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем

37. То, что прошло, меня не волнует

38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками

39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной

40. Иногда кажется, что я вообще никуда не годен

41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться

42. Нередко у меня возникают боли и различные неприятные ощущения в животе

43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику

44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени

45. В моей жизни бывало, что я почему-то позволял себе мучить животных

46. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею

47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги

48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал

49. Когда я ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут

50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки

51. Иногда могу похвастаться

52. Активно участвую в организации общественных мероприятий

53. Нередко бывает так, что нередко приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи

54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал

55. Я почти всегда подвижен и активен

56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю

57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом

58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить

59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится

60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым

61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче

62. Я люблю не всех своих знакомых

63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться

64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем все восхищаются

65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом

66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой

67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании

68. В компании я веду себя не так, как дома

69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше было бы помолчать

70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании

71. Хороших знакомых у меня очень немного

72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет и сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя на других людей это так не действует

73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить

74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представляю себе, сколько неприятностей, возможно, придётся испытать

75. Если кто-то сильно меня обидит, то получит свое сполна

76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя

77. Мне нравится так задать вопрос или так на него ответить, чтобы собеседник растерялся

78. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно

79. Не люблю рассказывать анекдоты и забавные истории

80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия

81. Не знаю куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко

82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи

83. Я робею перед выступлением перед большой аудиторией

84. У меня довольно часто меняется настроение

85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей

86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом

87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову

88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых

89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим

90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие

91. Я уверен в своем будущем

92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих

93. Я не прочь посмеяться над другими

94. Я отношусь к людям, которые "за словом в карман не лезут"

95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко

96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам

97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям

98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства

99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками

100. Я нередко бываю рассеянным

101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я

не могу терпеть

102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других

103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю

104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу

105. Нередко чувствую себя вялым и усталым

106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми, и с незнакомыми

107. К сожалению, я слишком поспешно оцениваю других людей

108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю

насвистывать или напевать

109. Я не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений

110. В споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента

111. Разочарования не вызывают у меня сколь — либо сильных и длительных размышлений

112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти

113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один

114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом

Ответный бланк (лист)

Фамилия, имя,

отчество_________________________________________________________

Дата___________________________________________ Возраст_______________________

А. Я. Психология azps. ru

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

20

39

58

77

96

2

21

40

59

78

97

3

22

41

60

79

98

4

23

42

61

80

99

5

24

43

62

81

100

6

25

44

63

82

101

7

26

45

64

83

102

8

27

46

65

84

103

9

28

47

66

85

104

10

29

48

67

86

105

11

30

49

68

87

106

12

31

50

69

88

107

13

32

51

70

89

108

14

33

52

71

90

109

15

34

53

72

91

110

16

35

54

73

92

111

17

36

55

74

93

112

18

37

56

75

94

113

19

38

57

76

95

114

Ключ

Номер

шкалы

Название шкалы и количество вопросов

Ответы по номерам вопросов

да

нет

I

Невротичность 17

4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105

49

II

Спонтанная агрессивность 13

32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114

99

III

Депрессивность 14

16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100

IV

Раздражительность

11

6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110

V

Общительность 15

2, 19,46,52,55,94, 106

3, 8,23,53, 67,71,79.113

VI

Уравновешенность

10

14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111

VII

Реактивная агрессивность 10

13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98

VIII

Застенчивость 10

9, 11,20,47,60,70,81, 83,109

33

IX

Открытость 13

7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101

X

Экстраверсия — интроверсия 12

2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110

20,87

XI

Эмоциональная лабильность 14

24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113

59

XII

Маскулинизм — феминизм 15

18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104

16,20,31,47, 84

Профиль личности

Номер

шкалы

Первичная

оценка

Стандартная оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

ПЕРЕВОД ПЕРВИЧНЫХ ОЦЕНОК В СТАНДАРТНЫЕ

Первичная

оценка

Стандартная оценка по шкалам

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

1

1

3

3

1

1

2

1

2

4

3

4

4

1

2

4

5

1

1

3

1

3

4

4

4

5

1

3

5

6

2

2

4

1

4

5

5

5

6

2

4

6

6

3

3

4

1

5

5

5

6

7

2

5

7

7

3

4

5

2

6

6

7

6

7

3

6

8

7

4

4

6

3

7

7

8

7

8

4

8

9

9

5

6

7

5

8

7

8

7

8

4

8

9

9

5

6

7

5

9

8

8

8

9

5

9

9

9

6

7

8

6

10

8

9

8

9

5

9

9

9

8

8

8

8

11

8

9

8

9

6

8

9

8

8

12

8

9

9

7

9

9

9

9

13

9

9

9

8

9

9

9

14

9

9

9

9

9

15

9

9

16

9

17

9

ШКАЛА ГАМИЛЬТОНА для оценки депрессий. При оценке симптома необходимо выбрать и зачеркнуть только один какой-либо балл. Главным показателем шкалы является сумма баллов или общий балл, по которому депрессии разделяют на легкие (7-16 баллов), средней тяжести (17-27 баллов) и тяжелые (более 27 баллов).

П О К А З А Т Е Л Ь

Б А Л Л

1

Пониженное настроение

(переживание печали,

подавленность,

безнадежность,

беспомощность, чувство

собственной

малоценности)

0. Отсутствие

1. Сообщает о своих переживаниях только при расспросе

2. Спонтанно сообщает о своих переживаниях вербальным образом (рассказывает о них)

3. Больной выражает свои аффективные переживания невербальным образом (позой, мимикой, голосом, плаксивостью)

4. Пациент при общении вербальным и невербальным образом спонтанно выражает только эти чувства

2

Чувство вины

0. Отсутствие

1. Имеют место идеи самоуничижения, самоупреки, пациент испытывает ощущение, что является причиной страдания других людей

2. Чувство собственной вины, мучительные размышления о собственных ошибках и грехах в прошлом

3. Болезненное состояние расценивается как наказание, бредовые идеи преследования

4. Слышит голоса обвиняющего или унижающего содержания, испытывает угрожающие зрительные галлюцинации

3

Суицидальные

тенденции

0. Отсутствие

1. высказывает мысли о бессмысленности, малоценности жизни

2. высказывает мысли о своей смерти или другие идеи о нежелании жить

3. Суицидальные мысли или жесты

4. Суицидальные попытки

4

Трудности при засыпании

0. Отсутствуют

1. Жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (чтобы уснуть, надо более 30 минут)

2. Ежедневные жалобы на трудности при засыпании

5

Бессонница

0. Отсутствует

1. Жалобы на возбуждение и беспокойный сон в течение ночи

2. Не спит в течение ночи, любое вставание с постели ночью за исключением посещения туалета

6

Ранние пробуждения

0. Отсутствие

1. Просыпается рано, но снова засыпает

2. При пробуждении заснуть повторно не удается

7

Работа и деятельность

0. Трудностей не испытывает

1. Ощущение усталости, слабости и неспособности выполнять тот или иной вид деятельности

2. Потеря интереса к профессиональной деятельности, работе и развлечениям, определяемая прямо по жалобам больного или косвенно по степени проявляемого им безразличия к окружающей действительности, нерешительности и колебаниям (ощущение, что он должен заставлять себя работать и заниматься чем-либо)

3. Существенное снижение активности и продуктивности (кроме обычных действий по самообслуживанию не < 3 часов в день)

4. Неработоспособен по причине настоящего заболевания (находится в стационаре)

8

Заторможенность

(замедленность мышления и речи, нарушение способности концентрировать внимание, снижение моторной активности)

0. Темп мышления и речи без изменений

1. Незначительная заторможенность в беседе

2. Явная заторможенность в беседе

3. Беседа с больным затруднена

4. Полный ступор

9

Возбуждение

0. Отсутствует

1. Двигательное беспокойство, «игра» руками, волосами

2. Заламывает руки, кусает ногти, губы, рвет волосы

10

Тревога психическая

0. Отсутствует

1. Внутренне напряжен и раздражен

2. Беспокоится по незначительным поводам

3. Признаки особого беспокойства обнаруживаются в мимике и речи

4. Тревожные опасения, выражаемые спонтанно

11

Тревога соматическая

(физиологические признаки тревоги:

гастроинтестинальные — сухость во рту, метеоризм, диспепсия, диарея, спазмы, отрыжка, сердечно­сосудистые — сердцебиение, головные боли, дыхательные — гипервентиляция, одышка, + учащенное мочеиспуск., повыш. потоотделение)

0. Отсутствует

1. Средняя

2. Тяжелая

3. Очень тяжелая, вплоть до функциональной недостаточности

12

Желудочно-кишечные соматические симптомы

0. Отсутствует

1. Жалобы на отсутствие аппетита, но ест самостоятельно без принуждения, испытывает ощущение тяжести в желудке

2. Испытывает трудности в еде без помощи персонала, нуждается в назначении слабительных и других лекарственных средств, способствующих нормальному пищеварению

13

Общесоматические

симптомы

0. Отсутствуют

1. Тяжесть в конечностях, спине, голове, мышечные боли, чувство усталости и утраты энергии

2. Любые резко выраженные соматические симптомы

14

Расстройства сексуальной сферы

(утрата либидо, менструальные нарушения)

0. Отсутствуют

1. Легкая степень снижения полового влечения

2. Отчетливая выражен. снижения полов. влечения

15

Ипохондрические

расстройства

0. Отсутствуют

1. Повышенный интерес к собственному телу

2. Чрезмерная озабоченность своим здоровьем

3. Частые жалобы, просьбы о помощи

4. Бредовые ипохондрические идеи

16

Потеря веса

(оцениваются пункты А и Б)

А. Оценка по анамнестическим данным:

0. Отсутствует

1. Потеря веса составила от 1 до 2,5 кг

2. Потеря веса составила 3 и более кг

Б. Оценка производится еженедельно:

0. Потеря веса составляет менее 0,5 кг в неделю

1. Потеря веса составляет более 0,5 кг в неделю

2. Потеря веса составляет 1 или более кг в неделю

17

Отношение к своему заболеванию

0. Считает себя больным депрессией

1. Признает, что болен, но связывает причины заболевания с пищей, климатом, перегрузками на работе, вирусной инфекцией и т. д.

2. Больным себя не считает

18

Суточные колебания состояния

А. Отметить, когда наблюдаются ухудшения состояния — ут или вечером:

0. Состояние не меняется

1. Утром

2. Вечером

Б. При наличии колебаний, уточнить степень выраженности:

0. Состояние не меняется

1. Слабые

2. Выраженные

19

Деперсонализация и дереализация

(ощущение измененности себя, окружающего)

0. Отсутствуют

1. Слабо выражены

2. Умеренно выражены

3. Сильно выражены

4. Полностью охватывают сознание больного

20

Бредовые расстройства

0. Отсутствуют

1. Повышенная подозрительность

2. Идеи отношения

3. Бредовые идеи отношения и преследования

21

Обсессивные и

компульсивные

расстройства

0. Отсутствуют

1. Слабо выражены

2. Сильно выражены

ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКАЛА ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ. При оценке симптома необходимо выбрать и зачеркнуть только один какой-либо балл. Главным показателем шкалы является сумма баллов или общий балл, по которому тревогу и депрессии разделяют на субклинические (8-10 баллов), клинические (более 11 баллов) и норма (0-7 баллов).

Ученые уверены в том, что эмоции играют важную роль в возникновении большинства заболеваний. Если Ваш доктор больше узнает о Ваших переживаниях, он сможет лучше помочь Вам. Этот опросник разработан для того, чтобы помочь Вашему доктору понять, как Вы себя чувствуете. Не обращайте внимания на цифры и буквы, п омещенные в левой части опросника. Прочитайте внимательно каждое утверждение и в регистрационном бланке отметьте крестиком ответ, который в наибольшей степени соответствует тому, как Вы себя чувствовали на прошлой неделе. Не раздумывайте слишком долго над каждым утверждением. Ваша первая реакция всегда будет более верной.

А 1

Я ИСПЫТЫВАЮ НАПРЯЖЕННОСТЬ, МНЕ НЕ ПО СЕБЕ

3

Все время

2

Часто

1

Время от времени, иногда

0

Совсем не испытываю

D 1

ТО, ЧТО ПРИНОСИЛО МНЕ БОЛЬШОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, И СЕЙЧАС ВЫЗЫВАЕТ

У МЕНЯ ТАКОЕ ЖЕ ЧУВСТВО

0

Определенно, это так

1

Наверное, это так

2

Лишь в очень малой степени это так

3

Это совсем не так

А 2

Я ИСПЫТЫВАЮ СТРАХ, КАЖЕТСЯ, БУДТО ЧТО-ТО УЖАСНОЕ МОЖЕТ

ВОТ-ВОТ СЛУЧИТЬСЯ

3

Определенно это так и страх очень сильный

2

Да, это так, но страх не очень сильный

1

Иногда, но это меня не беспокоит

0

Совсем не испытываю

D 2

Я СПОСОБЕН РАССМЕЯТЬСЯ И УВИДЕТЬ В ТОМ ИЛИ ИНОМ СОБЫТИИ

СМЕШНОЕ

0

Определенно, это так

1

Наверное, это так

2

Лишь в очень малой степени это так

3

Совсем не способен

А 3

БЕСПОКОЙНЫЕ мысли крутятся у меня в голове

3

Постоянно

2

Большую часть времени

1

Время от времени, и не так часто

0

Только иногда

D 3

Я ИСПЫТЫВАЮ БОДРОСТЬ

3

Совсем не испытываю

2

Очень редко

1

Иногда

0

Практически все время

А 4

Я ЛЕГКО МОГУ СЕСТЬ И РАССЛАБИТЬСЯ

0

Определенно, это так

1

Наверное, это так

2

Лишь изредка это так

3

Совсем не могу

D 4

Мне кажется, что я стал все делать очень медленно

3

Практически все время

2

Часто

1

Иногда

0

Совсем нет

А 5

Я ИСПЫТЫВАЮ ВНУТРЕННЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ ИЛИ ДРОЖЬ

0

Совсем не испытываю

1

Иногда

2

Часто

3

Очень часто

D 5

Я НЕ СЛЕЖУ ЗА СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ

3

Определенно, это так

2

Я не уделяю этому столько времени, сколько нужно

1

Может быть, я стал меньше уделять этому внимания

0

Я слежу за собой также, как и раньше

А 6

Я ИСПЫТЫВАЮ НЕУСИДЧИВОСТЬ, СЛОВНО МНЕ ПОСТОЯННО

НУЖНО ДВИГАТЬСЯ

3

Определенно, это так

2

Наверное, это так

1

Лишь в некоторой степени это так

0

Совсем не испытываю

D 6

Я СЧИТАЮ, ЧТО МОИ ДЕЛА (занятия, увлечения) МОГУТ ПРИНЕСТИ МНЕ

ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

0

Точно также, как и обычно

1

Да, но не в той степени, как раньше

2

Значительно меньше, чем обычно

3

Совсем не считаю

А 7

У МЕНЯ БЫВАЕТ ВНЕЗАПНОЕ ЧУВСТВО ПАНИКИ

3

Действительно, очень часто

2

Довольно часто

1

Не так уж часто

0

Совсем не бывает

D 7

Я МОГУ ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ХОРОШЕЙ книги, РАДИО — ИЛИ

ТЕЛЕПРОГРАММЫ

0

Часто

1

Иногда

2

Редко

3

Очень редко

ШКАЛА МОНТГОМЕРИ-АСБЕРГ для оценки депрессий. При оценке симптома необходимо выбрать и зачеркнуть только один какой-либо балл. Главным показателем шкалы является сумма баллов или общий балл, по которому депрессии разделяют на отсутствие депрессии (0-15 баллов), малые депрессии (16-25 баллов), умеренные депрессии (26-30 баллов) и большие депрессии (более 30 баллов).

БАЛ

С И М П Т О М

1

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОДАВЛЕННОСТИ (наблюдаемые): проявления угнетенности, уныния, отчаяния в речи, мимике и позе (более выраженные, чем при обычном временном снижении настроения). Ранжируются в соответствии с глубиной снижения настроения и невозможностью улучшения настроения.

0

ПОДАВЛЕННОСТЬ ОТСУТСТВУЕТ

1

Выглядит подавленным, удрученным, но легко отвлекается

2

3

Выглядит подавленным и несчастным большую часть времени

4

5

Выглядит угнетенным постоянно, чрезвычайно подавлен и несчастен

6

2

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОДАВЛЕННОСТИ (высказываемые): сообщение пациента о депрессивном настроении, независимо от того, насколько оно проявляется внешними признаками. Включает упадок духа, угнетенность или чувство беспомощности и безнадежности. Оценивается в соответствии с интенсивностью, продолжительностью и степенью того, насколько, по описанию пациента, сниженное настроение связано с внешними событиями.

0

ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ ПОДАВЛЕННОСТЬ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ

1

Пациент печален или подавлен, но легко отвлекается

2

3

Глубокое чувство угнетенности или уныния; настроение еще подвержено влиянию внешних событий

4

5

Постоянное и неизменное чувство печали, отчаяния, страдания

6

3

ВНУТРЕННЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ: чувство болезненного дискомфорта, смятения, раздражения, психического напряжения, доходящего до паники, сильного страха или душевной боли

0

СПОКОЕН, ЛИШЬ МИМОЛЕТНОЕ ВНУТРЕННЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ

1

Эпизодическое чувство раздражения или внутреннего дискомфорта

2

3

Постоянное ощущение внутреннего напряжения или паники, с которым больной

4

справляется с известным трудом

5

Жестокий ужас, мучение, душевная боль, непреодолимая паника

6

4

УХУД

привы

ШЕНИЕ СНА: уменьшение продолжительности или глубины сна в сравнении с чными для пациента характеристиками сна

0

СПИТ КАК ОБЫЧНО

1

Малозаметные трудности засыпания, несколько укороченный, поверхностный или

2

прерывистый сон

3

Сон нарушен по крайней мере в течение двух часов

4

5

Продолжительность сна менее 2-3 часов

6

5

НАРУШЕНИЯ АППЕТИТА: утрата аппетита. Ранжируется в соответствии со степенью утраты желания поесть или усилий заставить себя принять пищу

0

НОРМАЛЬНЫЙ ИЛИ ПОВЫШЕННЫЙ АППЕТИТ

1

Несколько сниженный аппетит

2

3

Отсутствие аппетита, ощущение, что пища не имеет вкуса

4

5

Питается только по принуждению

6

6

НАРУШЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ: трудности собраться с мыслями вплоть до утраты способности сконцентрироваться. Оценивается в соответствии с интенсивностью, частотой и степенью утраты способности концентрировать внимание

0

ОТСУТСТВУЮТ

1

Эпизодически трудно собраться с мыслями

2

3

Затруднения концентрации и длительного сосредоточения со снижением способности

4

читать или поддерживать разговор

5

Утрата способности читать или участвовать в разговоре без значительных усилий

6

7

НАРУШЕНИЯ ИНТЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: нарушения интенции — затруднения включения в какую-либо активность, замедленность начала и выполнения повседневных действий

0

ТРУДНОСТИ В НАЧАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОМНИТЕЛЬНЫ, ВЯЛОСТИ НЕТ

1

Трудности включения в активную деятельность

2

3

Трудности начать рутинные повседневные действия, их выполнение сопряжено с затратой

4

дополнительных усилий

5

Полная апатия, вялость, неспособность выполнять какие-либо целенаправленные действия

6

без посторонней помощи

8

УТРАТА СПОСОБНОСТИ ЧУВСТВОВАТЬ: субъективное ощущение снижения интереса к окружающему или деятельности, обычно доставляющим удовольствие. Снижение способности адекватно эмоционально реагировать на внешние события или людей

0

НОРМАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К ОКРУЖАЮЩЕМУ И ЛЮДЯМ

1

Снижение способности получать удовольствие от того, что раньше было интересным

2

3

Утрата интереса к окружающему; утрата чувств к друзьям и знакомым

4

5

Явления эмоционального паралича, утрата способности испытать гнев, горе или удовольствие, мучительное отсутствие чувств к родственникам и друзьям

6

9

ПЕССИМИСТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ: идеи собственной вины, малоценности, самоуничижения, греховности или раскаяния

0

ОТСУТСТВУЮТ

1

Эпизодические идеи неудачливости, самоуничижения, самоосуждения или малоценности

2

3

Постоянное самообвинение или конкретные, но еще рациональные идеи вины или греховности, нарастающий пессимизм в отношении будущего

4

5

Бредовые идеи полного краха, раскаяния или неискупимого греха, абсурдное и непоколебимое самообвинение

6

10

СУИЦИДАЛЬНЫЕ МЫСЛИ: чувство, что жить больше не стоит, что естественная смерть — желаемый исход; суицидальные мысли и приготовления к самоубийству

0

ПОЛУЧАЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЖИЗНИ ИЛИ ВОСПРИНИМАЕТ ЕЕ ТАКОЙ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ

1

Усталость от жизни, эпизодические суицидальные мысли

2

3

Мысли, что, возможно, лучше умереть; суицидальные мысли становятся привычными, а самоубийство рассматривается как возможный способ решения проблем при отсутствии конкретных суицидальных планов или намерений

4

5

Явные суицидальные намерения (конкретное планирование совершения самоубийства при первой возможности), активные приготовления к самоубийству

6

ОБЩИИ

БАЛЛ

OD 0-15^ MD 16-25 _L UD 26 — 30 _L BDs >30^

ШКАЛА общего клинического впечатления * Clinical Global Impression Scale

ДНИ ЛЕЧЕНИЯ

1

7

14

21

28

Б

Н А И М Е Н О В А Н И Е Ш К А Л Ы

1. Т Я Ж Е С Т Ь З А Б О Л Е В А Н И Я: указать общее впечатление о тяжести психического заболевания. Примечание: пункты 2 и 3 могут быть пропущены при первичной оценке (начало лечения) — отметить "не оценивается".

0

не оценивается

1

норма, не болен

2

на грани психического расстройства

3

слабая степень тяжести

4

средняя степень тяжести

5

значительно болен

6

тяжело болен

7

крайне тяжелое заболевание

2. О Б Щ Е Е У Л У Ч Ш Е Н И Е: оценить, есть или нет улучшения в состоянии в результате приема препарата; сравнить, насколько сильно изменилось состояние в сравнении с состоянием при поступлении._____________________________________________________________________________________

0

не оценивается

1

очень выраженное улучшение

2

выраженное улучшение

3

минимальное улучшение

4

нет изменении

5

минимальное ухудшение

6

намного хуже

7

очень сильное ухудшение

3.

эфф

сте

И Н Д Е К С Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т И : оценка выставляется только на основании активности препарата. Выберите показатель, наиболее точно соответствующий пени терапевтического эффекта и побочных явлений

3.1 Т Е Р А П Е В Т И Ч Е С К И И Э Ф Ф Е К Т

0

не оценивается

1

значительный: выраженное улучшение, полное или почти полное исчезновение симптоматики

2

средний: явное улучшение, частичная редукция симптоматики

3

минимальный: слабое улучшение, не изменяющее сколько — нибудь значительно состояние больного

4

отсутствие изменений или ухудшение

3.2 П О Б О Ч Н Ы Е Э Ф Ф Е К Т Ы

0

не оценивается

1

отсутствуют

2

не вызывают значительного нарушения деятельности больного

3

значительное нарушение деятельности

4

перевешивают (нивелируют) терапевтические эффекты

Комментарии запрещены.

Свежие комментарии