Общие замечания

Общие замечанияЗанятия начинаются с первых недель беременности, проводятся в строго определенное время дня для выработки у плода стойких биоритмических рефлексов. Беременную женщину не должны смущать отсутствие у нее музыкального образования и музыкального слуха. Музыкальные тексты необходимо повторять не менее 6-8 раз при разучивании. В дальнейшем музыкальные фрагменты, выученные ранее, следует повторять хотя бы по одному разу в неделю. Вся музыкальная деятельность делится на пять основных видов: вокально-речевая деятельность; активное слушание музыки; рисование под музыку; игра на музыкальных инструментах; движение под музыку (танец, ритмическая гимнастика).

Временное соотношение основных видов воздействия в течение дня

При составлении музыкально-оздоровительных программ дня необходимо выполнять последовательный алгоритм в занятиях (вокальная, дыхательная гимнастика; психоэмоциональная нагрузка; двигательная нагрузка). Желательно соблюдать следующее временное соотношение основных видов воздействия в течение дня (по частям, см. табл.):

Деятельность

Части

Время в минутах

1

Вокально-речевая

8

120

2

Слушание музыки

2

30

3

Рисование под музыку

1

15

4

Игра на музыкальных инструментах

1

15

5

Движение под музыку

2

30

Таблица 1

За одну часть можно принять временной промежуток в 15 минут. Таким образом, общее время занятий в течение дня может составлять 3,5 часа. Каждое действие в процессе беременности, направленное на воспитание здорового малыша (прогулка, душ и т. д.), следует подкреплять или предварять словами. Например: "Мы сейчас пойдем на улицу", или "Мы сейчас будем принимать душ", или "Мы ложимся спать" и т. д. Каждый ответ ребенка на музыкальное воздействие в виде шевеления следует также подкреплять, например: погладить живот, поаплодировать ему, погладить живот, сопровождая поглаживание ласковыми словами ("умница", "молодец" и т. д.).

В течение всей беременности, женщине следует формировать методический материал для занятий с ребенком по различным программам воспитания и оздоровления. Но особенно важными являются два следующих элемента:

Запись на аудиокассету ударов своего сердца в состоянии полного покоя, пассивного отдыха и умеренной физической нагрузки для прослушивания этих записей грудным ребенком после рождения. Запись производится через аппарат "Малыш" с помощью магнитофона.

Запись всех основных фрагментов своей вокальной деятельности на аудиокассету для дальнейшего использования их после родов.

Очень важным является участие в программе музыкального воздействия на плод всех членов семьи. Желательно раз в неделю (в выходные дни) устраивать семейные вечера музицирования, которые гармонизуют не только развитие плода, но и жизнь всей семьи. Во время пения рекомендуется женщине регулярно проводить следующие приемы:

отдельно простучать ритм песни по пустому коробку, приложенному к передней брюшной стенке 2 раза;

проинтонировать мелодию без слов (можно сольфеджировать при наличии у мамы музыкального образования) — 2 раза);

членораздельно произнести текст песни — 2 раза; исполнить пантомиму, навеянную песней— 2 раза;

создать инструментальное сопровождение песне, если это возможно (фортепиано, бубенцы и т. д.).

С целью оптимизации психофизиологических процессов в организме матери и плода для слушания каждой песни и музыкального произведения составляется программа нагрузки по следующим параметрам: темп, громкость, тиссетура, частота певческого дыхания.

Организация занятий. Занятия могут проводиться в условиях медицинского учреждения не реже 1 раза в неделю в течение 1,5 месяца (т. е. 6 занятий). Одно занятие длится 60 — 80 минут. Между занятиями беременная женщина занимается дома, ведя при этом соответствующие записи (см. далее "дневник беременной"). Занятие проводит врач акушер- гинеколог (желательно совместно с музыкальным работником). Каждое занятие начинается с

анализа самочувствия мамы и реакции плода на занятие в течение прошедшей недели. Еженедельный анализ дневников беременной женщины является необходимым условием для построения дальнейших программ музыкальных занятий.

Метод предусматривает две взаимосвязанных программы, включающих 8 компонентов музыкально-оздоровительного воздействия: программу воздействия на мать и плод (4 компонента) и программу воздействия на плод (4 компонента). Занятия предполагается начинать с первых недель беременности, с момента точного ее подтверждения. В дальнейшем в методе учитываются особенности каждого триместра беременности. Все 8 компонентов этих программ применяются поэтапно для закрепления рефлексов, выработки соответствующих навыков. При этом оценивается самочувствие мамы и реакции плода. Только после полного освоения данного этапа можно переходить к следующему, продолжая при этом выполнять освоенное на предыдущих этапах.

Комментарии запрещены.

Свежие комментарии