ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В КОСМЕТОЛОГИИ

Одной из приоритетных задач современного здравоохранения, определен­ных Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г), является обеспечение гарантий безопасности и качества ме­дицинской помощи. В современных условиях существования учреждений здравоохранения различных форм собственности (муниципальной, ведомст­венной, частной и др.) ее разрешение осуществляется несколькими контроль­но-разрешительными механизмами — лицензированием медицинской деятель­ности, аккредитацией медицинских учреждений, аттестацией и сертификаци­ей медицинского персопала. Базой для их проведения является оценка квали­фикации осуществляющих свою профессиональную деятельность медицин­ских работников. В этой связи необходимы четкие требования, предъявляе­мые к квалификационным характеристикам врачей, в том числе врачей — физиотерапевтов и врачей-дерматологов, работающих в косметических сало­нах, определения объема знаний, умений и навыков, необходимых для атте­стации врачей по клиническим специальностям 040110 — дерматовенерология и 040124 — физиотерапия, которые в соответствии с приказом М3 РФ №337 от

27.08.1999 года отнесены к основным медицинским специальностям. В этом приказе отсутствует специальность «медицинская косметология», исходя из чего базовым образованием врачей косметических салонов могут быть только две предыдущие, а назначать физические методы лечения могут только врачи- физиотерапевты.

В подготовке любого российского врача выделяют два периода: дипломная подготовка и последипломное обучение. Будущие врачи-физиотерапевты проходят дипломную подготовку по специальностям 040100 — «лечебное де­ло» или 040127 — «педиатрия». Специальность 040124 — «физиотерапия» явля­ется врачебной и может быть получена после прохождения соответствующей формы последипломной подготовки. Выделяют следующие формы последип­ломной подготовки:

• докторантура,

• аспирантура,

• клиническая ординатура,

• интернатура,

• профессиональная переподготовка,

• повышение квалификации.

Указанные формы последипломной подготовки, за исключением послед­ней, позволяют врачу приобрести специальность, предусмотренную номенк-

латурным перечнем врачебных специальностей (Приказ М3 РФ № 337 от

27.08.1999 г.). Форма последипломной подготовки, порядок прохождения

обучения, оценка соответствия квалификационных характеристик специали­стов требованиям устанавливаются соответствующими законодательными и нормативно-правовыми актами (табл. 14.1).

Таблица 14.1

Перечень основных нормативных документов, определяющих требования к квалификационным характеристикам врачей-физиотерапевтов

Наименование нормативного документа

Текст

Примечание

1. Закон РФ «Основы законода­тельства Российской Федера­ции об охране здоровья граж­дан» от 22.07.1993 № 5487-1

Право на занятие медицинской деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образо­вание в Российской Федера­ции, имеющие диплом и спе­циальное звание, а на занятие определенными видами дея­тельности. перечень которых устанавливается Министерст­вом здравоохранения Россий­ской Федерации, также серти­фикат специалиста и лицензию

2. Приказ М3 РФ от 16.02.1995 № 33 «Об утверждении Поло­жения об аттестации врачей, провизоров и других специали­стов с высшим образованием в системе здравоохранения Рос­сийской Федерации (с измене­ниями на 28.09.1999)

Утверждает номенклатуру вра­чебных и провизорских специ­альностей в учреждениях здра­воохранения Российской Фе­дерации, в которую включена физиотерапия

3. Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим обра­зованием в системе здраво­охранения Российской Федера­ции (с изменениями на 17.03.1998) Положение 1 к при­казу М3 РФ № 33

Aттестация является одним из механизмов государственного контроля за качеством подго­товки специалистов. Aттеста — ция преследует цель стимули­ровать рост квалификации спе­циалистов. К аттестации не допускаются специалисты, не прошедшие повышения квали­фикации по аттестуемой спе­циальности в государственных образовательных учреждениях в течении последних 5 лет

4. Номенклатура врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации Прило­жение 2 к приказу М3 РФ № 33 (с изменениями на 7.05.1998)

Содержит специальность: «фи­зиотерапия»

Утратила силу на основании приказа М3 РФ от 28.09.1999 №353

5. Федеральный закон «О выс­шем и послевузовском профес­сиональном образовании» от 07.08.1996

Освоение лицом образователь­ной программы высшего про­фессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющим государственную аккредитацию, является осно­ванием для занятия им в госу­дарственной, муниципальной организации определенный должности. Для лиц, освоив­ших образовательные про­граммы высшего медицинско­го и высшего фармацевтиче­ского образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первич­ная годичная послевузовская подготовка (интернатура), под­тверждаемая удостоверениями установленного образца

С учетом изме­нений, внесен­ных Федераль­ным законом от 10.07.2000 № 92- ФЗ, также учтено Постановление Конституционно­го Суда Россий­ской Федерации от 27.12.1999 № 19-п

6. Приказ М3 РФ от 27.08.1999 № 337 «О номенклатуре специ­альностей в учреждениях здра­воохранения Российской Федерации»

Вводит новую номенклатуру врачебных специальностей. В число основных специально­стей внесена физиотерапия

Не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюс­та России 7565- 9р от 21.09.1999)

7. Приказ М3 РФ от 28. 09.1999 № 353 «Об отмене приказов Минздравмедпрома России и Минздрава России»

Отменяет приказы, касающие­ся номенклатуры врачебных специальностей

8. Приказ М3 РФ от 02.11.1999 «О порядке внесения измене­ний в номенклатуру специаль­ностей»

Указывает порядок внесения изменений в номенклатуру специальностей

9. Постановление Министер­ства труда и социального раз­вития РФ от 27.08.1997 № 43 «О согласовании разрядов оп­латы труда и тарифно­квалификационных характери­стик по должностям работни­ков здравоохранения Россий­ской Федерации»

Требования квалификации врача-специалиста по разрядам оплаты. Высшее медицинское образование и документ о при­своении звания врача — специалиста

10. Постановление Правитель­ства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образова­ния (повышения квалификации) специалистов (с изменениями на 10.03.2000)

Диплом о профессиональной переподготовке — более 500 часов

11. Приказ М3 РФ от 16.05.1997 № 148 «Об утверждении Типо­вого положения о факультете повышения квалификации и профессиональной переподго­товки специалистов»

Повышение квалификации и профессиональная переподго­товка специалистов здраво­охранения осуществляется с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отры­вом от работы. Образователь­ные программы повышения квалификации и профессио­нальной переподготовки спе­циалистов разрабатываются факультетами самостоятельно на основании типовых учебных планов и программ, утвер­ждаемых в установленном Минздравом России порядке

12. Письмо М3 РФ №2510/584­32 от 21.01.2000 г «Об интерна­туре»

Определяет перечень специ­альностей, по которым воз­можна подготовка выпускни­ков медицинских вузов и ин­тернатуре («Физиотерапия» не входит в данный список).

Современный этап развития системы последипломной подготовки врачей — физиотерапевтов начался в 1993 году, когда был принят закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан». Статья 54 данного Закона предусматривает, что право на за­нятие медицинской деятельностью имеют лица:

• получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации;

• имеющие диплом;

• специальное звание:

• на занятие определенными видами деятельности, перечень которых уста­навливается М3 РФ — сертификат специалиста и лицензию.

Исходя из этого, к осуществлению деятельности в области физиотерапии допускаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование и по­лучившие специализацию в лицензированных учебных заведениях. Помимо диплома о соответствующем медицинском образовании необходимым усло­вием для получения сертификата на медицинскую деятельность в области физиотерапии является наличие свидетельства об окончании соответствую­щего звена системы последипломной подготовки в лицензированном учебном заведении. Специалист, не имеющий соответствующего сертификата, имеет право использовать в своей практике только лекарственные средства, разре­шенные Минздравом России к безрецептурному отпуску из аптеки.

Принятый в 1996 году Федеральный Закон «О высшем и послевузовском образовании», прямо указывает, что для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского образования, основанием для занятия ими в государственной или муниципальной организации определенной должности является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), под­тверждаемая удостоверениями установленного образца. Кроме того, для лиц,

закончивших интернатуру по одной из лечебных специальностей, данный за­кон предусматривает возможность профессиональной переподготовки в объ­еме более 500 часов и обязательность прохождения повышения квалификации для всех категорий работников не реже одного раза в пять лет. Выделяют кур­сы общего и тематического усовершенствования. Продолжительность обуче­ния на циклах усовершенствования должна превышать 72 часа

Таким образом, законодательство предусматривает, что в требования к квалификационным характеристикам врачей следует включать наличие:

• высшего медицинского образования,

• специализации для всех категорий врачей,

• сертификата специалиста (в необходимых случаях).

Перечень врачебных специальностей определяет Министерство Здраво­охранения Российской Федерации своими приказами. Согласно последнему приказу (№ 337 от 27.08.99). все врачебные специальности делятся на две группы: основные специальности и специальности, требующие углубленной подготовки. Физиотерапия этим Приказом М3 РФ отнесена к основным спе­циальностям, подготовка специалистов по которым проводится через интер­натуру (по специальностям, определяемым Минздравом России), ординатуру и аспирантуру. При этом продолжительность обучения составляет в аспиран­туре — 3 года, в клинической ординатуре — 2 года, интернатуре — 11 мес. по программам профессиональной переподготовки — не менее 500 часов (при ус­ловии обучения 6 дней в неделю по 6 часов — 3,5 месяца).

Минздрав России своим Приказом от 16.05.1997 № 148 «Об утверждении типового положения о факультете повышения квалификации и профессио­нальной переподготовки специалистов» определил, что повышение квалифи­кации и профессиональная переподготовка специалистов здравоохранения может осуществляться с отрывом от работы, без отрыва от работы и с частич­ным отрывом от работы. Факультетами повышения квалификации медицин­ских ВУЗов могут разрабатываться самостоятельно образовательные про­граммы повышения квалификации и профессиональной переподготовки спе­циалистов на основании типовых учебных планов и программ, угверждаемых в установленном Минздравом России порядке. Исходя из этого на факульте­тах последипломного образования ряда медицинских ВУЗов России были введены циклы тематического усовершенствования продолжительностью от 72 до 288 часов по темам «Физиотерапия в косметологии», «Косметика и эс­тетика тела», «физические методы ухода за лицом» и т. д.

Несмотря на то, что нормативная база предусматривает обязательность на­личия у врачей-физиотерапевтов специальной подготовки соответствующего уровня, в российском здравоохранении ВУЗы, проводящие подготовку вра — чей-интернов по физиотерапии, единичны. Отсутствуют и типовые програм­мы подготовки специалистов в интернатуре по специальности «физиотера­пия». В этой ситуации большинство практикующих сегодня врачей- физиотерапевтов получили образование по специальности на курсах профес­сиональной переподготовки или повышения квалификации, что создавало оп­ределенные трудности в работе лицензионных палат муниципальных органов.

В 2000 году Минздрав России с учетом реально сложившейся ситуации своим письмом «Об интернатуре» (№2510/584-32 от 21.01.2000 г) определил перечень специальностей, по которым возможна подготовка выпускников ме­дицинских вузов в интернатуре. Физиотерапия в данном перечне отсутствует. Следовательно, документом, дающим право на получение сертификата спе­циалиста по физиотерапии и работу врачом-физиотерапевтом является свиде­тельство о профессиональной переподготовке. По ее окончании врачи сдают тестовый контроль по вопросам, перечень которых утвержден М3 РФ и час­тично опубликован в специальных изданиях. При лицензировании медицин­ской деятельности и оценке квалификации врача-физиотерапевта лицензион­ная палата дает разрешение на профессиональную деятельность при наличии одного из требований, представленных в табл. 14.2.

Таблица 14.2

Требования, предъявляемые к квалификационным характеристикам врачей-физиотерапевтов

Наличие

Наличие

Имеется

Имеет уче­

Имеет

Имеет сер­

Стаж ра­

диплома о

документа

диплом о

ную сте­

квалифи­

тификат по

боты по

высшем

с прохож­

профес­

пень по

кацион­

специально­

специаль­

медицин­

дении

сиональ­

специаль­

ную

сти «физио­

ности

ском обра­

интерна­

ной пе­

ности «ку­

категорию

терапия»

«физиоте­

зовании по

туры либо

реподго­

рортология

по

рапия»

специаль­

ординату­

товке по

к

специаль­

ности «ле­

ры по

специ­

физиотера­

ности

чебное

специаль­

альности

пия»

«физио­

дело» или

ности

«Физио­

терапия»

«педиат­

«фитоте­

терапия»

рия»

рапия»

Имеется

Нет

Нет

Имеет

Нет

Является

определяю­

щим

Любой

Имеется

Имеется

Нет

Нет

Нет

Нет

Любой

Имеется

Нет

Имеется

Нет

Нет

Имеется

Любой

Имеется

Нет

Нет

Нет

Имеет

Имеет

Не менее 5 лет

Имеется

Нет

Нет

Нет

Мег

Имеет

Не менее 1 года за последние 5 лет

Имеется

Имеется

Пет

Мет

Нет

Имеет

Любой

Лицензирование медицинской деятельности и оценка квалификации врача — физиотерапевта должны основываться на трех основных принципах.

1. Обязательность соблюдения установленных требований к квалифика­

ционным характеристикам врачей-специалистов.

2. Учет временных возможностей соискателя лицензии для решения кадро­вых вопросов или подготовки уже принятых на работу специалистов.

3. Aнализ всей совокупности документов, свидетельствующих о необхо­димой и достаточной квалификационной характеристике врача- физиотерапевта.

Следует учесть, что значительная часть врачей-физиотерапевтов и даже руководителей медицинских учреждений и предприятий различных форм собственности не знакомы с требованиями, предъявляемыми к квалификации

врача-физиотерапевта и содержанием его работы. Обязанности врача — физиотерапевта, определенные Приказом М3 СССР № 1440 от 21.12.1984 года

Сегодня врач-физиотерапевт должен

знать

— биофизические основы и механизмы лечебного действия природных и искусственных физических факторов;

— основные показания и противопоказания к применению физических ме­тодов лечения с лечебно-реабилитационными и профилактическими целями;

— документы по организации физиотерапевтической помощи, санаторно­курортного лечения и медицинской реабилитации;

— средства, параметры, методики проведения, основы дозирования и со­вместимости различных физиотерапевтических процедур.

уметь

— корректно назначать и грамотно использовать лечебные физические факторы в комплексе медицинских мероприятий при заболеваниях, подлежащих лечению и вторичной профилактике в медицинском стационаре и поликлинике;

— оценивать клиническую эффективность применения физических методов лечения;

— самостоятельно проводить некоторые физиотерапевтические процедуры (лекарственный электрофорез, диадинамотерапию, УВЧ-терапию, светотепловое облучение, определение биодозы и общее ультрафиолетовое облучение);

— осуществлять медицинский отбор кандидатов на санаторно-курортное лечение и оформлять необходимые медицинские документы.

быть ознакомлен

— с основными и наиболее перспективными направлениями развития со­временной физиотерапии и медицинской реабилитации;

— с современной физиотерапевтической аппаратурой, которой оснащены лечебные учреждения Минздрава России,

— с основными принципами организации и содержанием этапов медицин­ской реабилитации больных;

— характеристикой основных курортных районов России.

Унификация подходов к оценке квалификации врачей-физиотерапевтов существенно повышает эффективность их деятельности, позволяет скоорди­нировать усилия учебных заведений, осуществляющих последипломную под­готовку и значительно упростить работу лицензионных палат по лицензиро­ванию косметических учреждений.

Комментарии запрещены.

Свежие комментарии