Психологический микроклимат и приучение малышей к водной среде

                                                     Ничего Не Начинай во гневе.

                                                  Глуп тот, Кто во Время бури

Садится На Корабль И. Гауе

Новорожденные и грудные младенцы пребывают почти в гипнотическом состоянии, как бы «во сне наяву», поэтому чрезвычайно чувствительны к тому окружению, в которое попадают в первые недели и месяцы жизни. Они по-своему воспринимают происходящее, причем не столько сиюминутное настроение взрослых, сколько их устойчивые подсознательные программы. Приспособительные механизмы, восприятие и реагирование обычно формируется у них в связи с эмоциональным состоянием и особенностями характера наиболее близких им людей.

Важное значение для адаптации малышей к водной среде имеет психологический микроклимат. Когда ребенок при погружении в воду кричит и сопротивляется, значит у него имеется психологическая зажатость, идущая чаще всего от взрослых. В поведении грудного младенца, как в зеркале, отражаются проблемы родителей. Если малыш боится воды, не хочет плавать, надо работать с матерью и отцом. Психоанализ, проводимый обычно И. Б.Чарковским, позволяет обнаружить у кого-то из них (или у обоих сразу) непроработку каких-то серьезных стрессов. Они отражаются на ребенке. В какой-то момент он может не выдержать и получить невроз, тяжело заболеть. Все это ярко проявляется у малышей, панически боящихся воды и никак не желающих нырять и плавать. Вместе с тем замечено, что у дружных и веселых родителей, хорошо контактирующих с ребенком, малыши легко и быстро адаптируются к водным условиям.

Перед тем, как приступать к водной подготовке младенца, родители должны овладеть определенными навыками психологической настройки. Человек, не готовый к восприятию такой процедуры, как погружение младенца под воду с головой (ныряние), может не выдержать этого зрелища. У него может быть стресс, нервное потрясение.

В основе такой настройки лежит твердое убеждение в том, что вода, являясь безопасной и оздоровительной средой, дает мощный стимул для развития детского организма. А еще, для правильного настроя при проведении детской акваподготовки необходимы доброта, чуткость, душевное равновесие и понимание физиологических основ развития ребенка.

Некоторые, в том числе и медицинские работники, не разделяют теории и практики акваподготовки беременных, негативно относятся к идее родов в воде, отрицают целесообразность приобщения малышей к водной среде, не верят в эффективность лечения тяжело больных и ослабленных детей средствами акватерапии.

При таком негативном настрое этим людям нецелесообразно присутствовать на водных занятиях с малышами. Установка на опасность, тревожность, повышенная нервозность… Что может быть хуже для водной адаптации ребенка? В плане аквакультуры такие люди просто невежды.

При работе с детьми на воде нет места страху и сомнениям, невнимательности, безответственности и дурному настроению. Болезненное состояние взрослого (угнетенное или, наоборот, возбужденное) передается ребенку и тогда у него закрепляется отрицательное эмоциональное отношение к водной среде.

Опыт показывает, что у малышей по отношению к воде нет особых негативных эмоций. Их вызывают сами взрослые. Нельзя, к примеру, приучать младенца к общению с водой, погружать его с головой, когда рядом находится крайне взволнованная, перепуганная бабушка, совершенно к этому не готовая. Малыш невольно улавливает ее страх, им также овладевает тревога, беспокойство и боязнь воды. Вынырнув, он истошно кричит, впадает в истерику и тренировка сразу же прекращается. В таких ситуациях формируется водобоязнь, и не на день — два, а иногда на многие годы. Подобная работа с маленькими детьми не только не целесообразна, но и вредна. Это — насилие над ребенком, нередко приводящее к психическим срывам и стойким неврозам.

Положительная настройка на общение с водой происходит тогда, когда вместе с младенцем плавают мать и отец, братья и сестры, или такие же, как и он, малыши. На их лицах радостные улыбки, все они смеются и забавляются без устали. Такое поведение старших успокаивает малыша. Важно чтобы взрослые не притворялись, а действительно почувствовали себя как в детстве. Хорошо сказал Артур Граф: «Жалок тот, в ком ничего не осталось от ребенка».

А как хорошо, когда рядом в воде плавают рыбки, много ярких разноцветных игрушек, звучит веселая музыка! В целом это создает определенное защитное биополе, обеспечивающее ребенку комфортное состояние в водной среде.

Комментарии запрещены.

Свежие комментарии