Работа с младенцами в воде и предупреждение несчастных случаев

Здоровый человек — самое

Драгоценное Произведение Природы

Томас Карлейль

Только хорошо плавающие и любящие плавать, теоретически и практически подготовленные и непременно верящие в успех тренер, методист или родитель могут браться за столь непростое дело — приучение новорожденного или грудного младенца к водной среде.

Прежде всего, должна быть установка на то, что ребенок может нырять и плавать с погружением головы в воду и задержкой дыхания. Половинчатость, неуверенность здесь недопустимы. Если малыш чувствует, что может не выполнить какое-то действие или выполнить его не полностью, он начинает капризничать и пытается избежать данного ему задания.

Как совсем маленьких крошек приучать к воде? Настойчиво преодолевая страх и нежелание и, в то же время, легко, как бы играючи, и всегда с чувством меры и осторожностью, с лаской и великим терпением. Иначе эффективность обучения намного снизится или вовсе будет равна нулю. Несчастные случаи при работе с детьми на воде происходят по разным причинам. Это — невнимательность, неосторожность или слабая методическая подготовленность проводящего занятие. В таких случаях могут быть допущены грубые ошибки, просчеты, связанные с неоправданным риском, перегрузкой ребенка нерациональной методикой. Это и различные неполадки, связанные с условиями проведения занятий: плохое освещение, несоответствующая температура воды, неподходящие температура и влажность воздуха, плохое состояние применяемого оборудования, технических средств, тренажеров и так далее.

Любовь к детям и своему делу, чуткость, внимательность, методическая грамотность тренера или родителя, которые всегда рядом, вместе с малышом на воде — вот что нужно для профилактики травматизма и несчастных случаев при водных занятиях с детьми.

Между взрослым и ребенком, даже самым маленьким, могут быть очень тонкие взаимоотношения. Это целый мир настроений, чувств, переживаний. Вода может рассудить по-своему и преподнести самые неожиданные «сюрпризы». Если малыша приучает к воде человек грубый и безответственный, может случиться непоправимое.

Вот один из примеров. Дочери чуть больше года. Она плавает в ванне, причем хорошо держится на воде. У матери с утра плохое настроение. Она занята своими делами, резко и грубо разговаривает с девочкой или попросту игнорирует ее. Реакция дочери в таком случае может быть непредсказуемой.

Так и случилось. Обиженная, она погрузилась в воду с головой, стала захлебываться и тонуть. Хорошо, что ее быстро вытащили из воды и привели в чувство. А ведь могло случиться и худшее…

Были случаи, когда младенцу давали большую плавательную нагрузку, а потом клали на спину. И тогда случались неприятности: ребенок синел, у него затруднялось дыхание, начинались судороги. После плавания и ныряния его нельзя класть на спину, нужно ставить на ноги и, как бы слегка выжимая, как полотенце, делать скручивающее движение корпуса. Сразу опорожняется кишечник и мочевой пузырь, часть лишней воды отрыгивается и дыхание становится свободным. Это при перегрузках, но лучше до этого не доводить. Следует всегда помнить, что в какой-то момент в ходе занятия ребенок может почувствовать недостаток воздуха и начнет задыхаться. Это гипоксическое состояние может быть связано с различными причинами: с болезненным самочувствием из-за гриппа, ОРЗ, насморка, гайморита, перенесенной пневмонии или заболевания сердечно-сосудистой системы любой степени, или в связи с недоношенностью, физиологической незрелостью, или если ребенок родился при помощи кесарева сечения и тому подобное.

Гипоксия может возникнуть и при других обстоятельствах, таких, как духота в помещении (влажный, тяжелый воздух), переутомление от чрезмерной физической нагрузки, страх перед большим количеством людей, нарушение дыхательного ритма, переполненность животика водой или воздухом, которым он наглатывается, и прочее.

Чтобы предупредить возникновение гипоксии, следует предпринимать определенные профилактические меры:

•     опрашивать родителей о состоянии здоровья малыша, о перенесенных им заболеваниях;

•     не перегружать его на занятиях;

•     регулярно, по мере необходимости, проветривать помещение;

•     внимательно следить за самочувствием ребенка на занятиях;

•     удалять с занятия тех взрослых, которых он пугается. Обязательный момент: ребенок должен нырять с соской, прикрепленной к губам эластичной повязкой; Это обучающий момент, гарантирующий безопасность при нырянии.

О наступлении гипоксии можно судить по следующим признакам:

•     дыхание короткое, прерывистое;

•     кожные покровы побледневшие;

•     носогубный треугольник, ягодицы, иногда все тело — с мраморным оттенком, а при глубокой гипоксии — синюшные;

•     внешне ребенок либо заторможен — голос вялый, взгляд отсутствующий, либо, наоборот, он крайне возбужден, начинает метаться, во взгляде страх, ужас;

•     животик раздут от воды или от воздуха (проверять рукой);

•     при прекращении нагрузки не берет грудь (пропадает сосательный рефлекс).

В таких случаях необходимо срочное применение средств интенсивной терапии. Это целый комплекс неотложных мер:

•     прекратить нагрузку;

•     облить холодной (ледяной)водой;

•     вывести лишнюю воду (воздух) из организма, положив животиком на колено, или нажать на корень языка, вызывая рвотный рефлекс;

•     проветрить помещение;

•     сделать массаж жизненно важных точек тела — мочек ушей, верхней губы под носом, лица, ладоней, кончиков пальцев рук и ног;

•     не вынимать из воды, если для этого нет острой необходимости;

•     дать сосать грудь.

При глубокой гипоксии вступают в действие специфические средства реанимации — искусственное дыхание и дренажный массаж бронхов и легких.

Вот один из случаев спасения И. Чарковским новорожденного при тяжелой асфиксии. Малыш не дышит, цвет кожи сине-зеленый. Предпринятые меры: дыхание изо рта в рот — погружение в воду с головой — обливание ледяной водой. И так в течение часа. Ребенок задышал, тело стало розовым. Малыш был спасен.

Комментарии запрещены.

Свежие комментарии