Реабилитация детей-олигофренов с помощью водной среды

Разум переносит несчастья,

Мужество борется с ними,

Терпение и вера побеждают их.

Мария Севинье

Поиски новых эффективных средств и методов лечения умственно отсталых детей (олигофренов) чаще всего не приводят к желаемым результатам. Все надежды традиционно возлагаются на лекарственные препараты. Однако, не всегда берется в расчет то, что болезненное состояние ребенка усугубляется еще и такими бытовыми факторами, как изоляция от общества, гиподинамия, щадящий режим, избыточное питание, ограничение в проявлениях какой бы то ни было самостоятельности. Это — фальшивые козыри. Если активно не развивать недоразвитый детский мозг, он и вовсе становится пассивным, «спящим». Тогда умственная отсталость прогрессирует относительно нормального развития интеллекта здоровых детей. Ребенок-Маугли, имея полноценные задатки для развития, но лишенный возможности общения с людьми, так и не становится человеком.

Слепоглухонемые, если их активно не развивать, не обучать, не общаться с ними, остаются на стадии крайней степени умственной отсталости. А если их развивать, обучать, воспитывать, они становятся вполне полноценными членами общества, общественными деятелями, учеными.

«Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность» — говорил Вольфганг Гете. Если же усиленно и настойчиво стимулировать жизнедеятельность больного ребенка, то те структуры мозга, которые еще могут нормально функционировать, берут на себя двойную нагрузку. Вступают в действие резервные и компенсаторные функции, позволяющие повышать общий интеллектуальный уровень нуждающегося в этом маленького человека.

Совершенно необходимо постоянно будить мозг от спячки, Заставлять его напряженно работать, пусть даже в своем ограниченном диапазоне, что-то искать, находить новое, узнавать, различать и сравнивать, создавать большое количество новых нейронных связей.

Еще Сэмьюэль Смайлс говорил: «Каждая минута деятельной жизни походит на одержанную победу». Известно также, что чем раньше начинают бороться с болезнью, тем больше шансов на выздоровление, тем эффективнее лечение. Следовательно, лечить умственно отсталых детей надо с периода новорожденности, точнее, с тех пор, как только обнаруживаются первые признаки заболевания.

Можно привести пример активного развития не в утробе матери, а во внешней среде, как это происходит после преждевременных родов. Ясно, что у недоношенного, к примеру, семимесячного младенца, меньший объем мозга и меньшее количество функциональных, так называемых временных связей. Однако, поставленные в условия активного существования, они в состоянии не только догнать, но и перегнать обычных детей в интеллекте и быть более дееспособными.

Жизнь не в замкнутой сфере материнского организма, а в сложных условиях общества побуждает к развитию ориентировочные рефлексы, приспособительные механизмы, позволяет лучше адаптироваться к внешней среде, то есть к самой жизни. И тогда уже к году эти крохи догоняют в развитии если не морфологически, то функционально, тех, кто родился вовремя.

Необходимы жесткие условия для вынужденного выполнения больным ребенком программы психофизиологической реабилитации. Бездумная жалость сердобольных родителей здесь совсем неуместна. К примеру, ограничение в пище, когда что-то вкусное дается не просто так, а его надо найти, добыть, заработать, может быть побудителем инициативы, стимулом жизнедеятельности. Ведь дикие животные, чтобы добыть пропитание, должны быть весьма активными, преодолевать значительные трудности. Тогда пища — награда за проявленные усилия. Это полезный опыт братьев наших меньших.

Максимальная мобилизация всех сил и возможностей (энергии, воли, эмоций) для борьбы с недугом — наиболее верный путь спасения больного дитя и возвращение его к норме. Если косуля бежит от хищника, ее детеныш мчится за ней изо всех сил. Если он успевает за ней, то спасается. Мать не бросает дитя, а воспитывает в нем активность. Эта внутренняя установка — до предела развить скорость и максимально выложиться, приносит спасение, помогает выжить.

Тяжелые болезненные состояния требуют подчас неординарных, нестандартных методов воздействия. Когда умирающих от ожогов или раковых опухолей кроликов подвергали голоданию и заставляли многократно нырять в холодную воду, они выздоравливали и продолжали приносить потомство, притом очень интенсивно.

Движение, высокая двигательная активность — вот что может помочь в развитии интеллекта умственно отсталого ребенка.

Существует взаимосвязь между психикой и моторикой как здорового, так и больного ребенка. У олигофренов с поражением или недоразвитием двигательной зоны коры головного мозга движения чаще всего скованы, неточны, неловки, некоординированы. Их отличает замедленная реакция, они плохо запоминают и усваивают двигательные умения и навыки. В норме же у малышей развитие интеллекта и моторики идет как бы параллельно, содружественно. Профессор М. М.Кольцова установила в ясельном возрасте тесную связь между двигательной активностью (особенно — мелкие движения, манипулирование предметом) и развитием речи.

Но как заставить маленьких детей активно двигаться при их еще ограниченных двигательных возможностях? На помощь приходит гимнастика, в руках взрослого и активная адаптация в водной среде, (о гимнастике младенца говорилось выше). Водный тренинг — вполне приемлемое и целесообразное средство, позволяющее успешно воздействовать на детей-олигофренов, чтобы компенсировать и восполнять то, что недодала природа. Это эффективный, хотя и нестандартный способ реабилитации при задержке умственного развития.

В воде любой малыш, даже грудной младенец, может активно двигаться и решать при этом определенные задачи, преодолевать трудности и через это развивать не только свое тело, но и мозг. Это должны быть не просто 10-15-минутные купания, а серьезная, систематическая, многократная работа с малышом в воде в течение всего дня, выступающая, как система водной терапии. Ее отличительные черты: длительные ритмичные погружения под воду, вынужденное затаивание дыхания (гипоксичная нагрузка), прохладная вода, повышенная двигательная активность, пищевое подкрепление выполняемой работы, положительный эмоциональный настрой на занятия, общение в воде с мамой, папой, детьми.

Эта система была опробована на безнадежно больных детях, которым, по мнению медиков, ничто не могло помочь. Результаты превзошли ожидания: все дети в той или иной степени улучшали свое состояние, повышали интеллектуальный уровень.

У плавающих детей с задержкой умственного развития происходят важные функциональные изменения в становлении психики. Через движение в воде идет активное формирование ответных реакций на сигналы из внешнего мира, развивается координация движений, совершенствуется мышечное чувство, Улучшается способность к различению и сопоставлению разнообразной информации, ощущения постепенно переходят в целостные восприятия и мозг начинает выходить из инертного состояния.

Плавание, кроме всего прочего, является очень глубоким прорывом подсознания ребенка к умению управлять своей психикой, эмоциями, справляться со своими внутренними страхами, болезнями. Это очень сильная система организации его жизненных возможностей. Когда малыш ритмично погружается под воду, ныряет по много сотен раз, он входит в такое состояние, когда у него идут глубокие проработки стрессовых ситуаций (водный ребефинг). Плавая и ныряя, он прорабатывает свои собственные трудности развития, а заодно преодолевает сложные проблемы родителей. Таким образом можно избавиться от тяжелых нервных расстройств и психических заболеваний.

Любой малыш, даже грудного возраста, обладает врожденной способностью перемещаться в воде, брыкаясь ножками. Это почти брассовые движения пловца. Через несколько недель любой из них при правильно поставленном обучении будет плавать с погружением головы в воду и задержкой дыхания. Этому есть огромное множество примеров у нас и за рубежом. И тогда уже можно ставить перед малышом задачи: доплыви до мамы — получишь поцелуй, соску или игрушку; найди спрятанную бутылочку — заработаешь вкусную пищу и т. д. Эти задачи могут бесконечно варьироваться и усложняться. Активно двигаясь в воде, больной ребенок развивается физически и психически, решает жизненно важные для себя задачи и преодолевает болезнь. В принципе, эта методика может быть применена для умственно отсталых детей любого возраста.

Стимулировать в ходе водных занятий работу пораженных или недоразвитых участков коры и некоторых заместительных функций позволяет в определенной мере выйти на новый уровень функционирования мозга. С воплощением себя в движении начинается самоутверждение, появляются уверенность, смелость, самостоятельность, просыпается любознательность. Это и есть начало выздоровления.

Таким образом, водная среда, позволяя больному дитя активно двигаться, создает благоприятные условия для развития двигательной функции, внутренних органов и нервной системы. Если в эту работу вложить веру и надежду, оптимизм и любовь, методически грамотный и систематический труд, результаты непременно будут положительными.

Ошибка человечества сегодня — это отделение и удаление больного ребенка не только от матери, но и от всей семьи. Умственно отсталого ребенка сдают в приемник, лишая возможности развития и исцеления. Момент воссоединения, описанный в книгах Пирса Основной в жизни и развитии человека мыслящего. Отделение грудного ребенка от матери в три раза замедляет процесс его включения в жизнь. Удаление из семьи ломает целостность структуры homo sapiens: духа, души, тела, лишает семейного эгрегора, то есть стопорит духовное развитие. Первый момент исцеления ребенка — это обретение любви и заботы, взаимозаботы, то есть возвращение в семью или обретение семьи. Самое бездушное общество то, которое бросает на произвол судьбы больных, немощных, младенцев и стариков. Россия стала примером такого общества.

Комментарии запрещены.

Свежие комментарии