РИТМИЧЕСКАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

РИТМИЧЕСКАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКАТехника выполнения. Данный вид дыхательной гимнастики позволяет изменить окислительно-восстановительные процессы в организме матери и плода за счет изменения времени вдоха и выдоха. Упражнения могут исполняться как в покое, так и при ходьбе. Ритмическая дыхательная гимнастика для беременной включает несколько упражнений:

© 2-х фазное дыхание (вдох-выдох). Для выполнения этого упражнения нужно вдыхать через одну ноздрю (закрыв пальцем другую), а выдыхать через другую. Затем вдыхать через ту, в которую только что выдыхали, выдыхать в другую. Т. е. выдох всегда через другую ноздрю, а вдох через ту же самую. Вдох по длительности должен быть в 2 раза короче выдоха (например: на четыре счета вдох, на 8-выдох). По мере освоения этого упражнения время вдоха и выдоха может увеличиваться (8:16; 16:32). Время выполнения утро, сразу после утреннего пения. Продолжительность — до 15 минут.

© 3-х фазное дыхание (выдох — пауза — вдох). Пауза после выдоха должна быть естественной (без задержки дыхания), до появления желания вдохнуть. Во время выдоха губы полностью расслабляются, произносится при этом “пф”, как во время сна. Время проведения перед сном. Продолжительность — до 3-5 минут.

© 4-х фазное дыхание. При этом виде дыхания используются четыре фазы дыхания: вдох — пауза — выдох — пауза. Соотношение: в первый месяц эанятий — 4:4:4:4; во второй месяц занятий — 8:8:8:8; в третий месяц занятий — 16:16:16:16; Этот вид дыхательной гимнастики лучше проводить в течение дня, в ходьбе.

2 СЕРИЯ. ВИБРАЦИОННЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Техника выполнения. Исходное положение — стоя. Звуки произносятся друг за другом. Женщина с закрытыми глазами старается почувствовать, в какой части тела вибрация

ощущается больше. Звук произносится предельно долго, до полного выдоха. Каждый звук произносится не менее 2-х раз.

Общевибрационные упражнения:

© "В" — губы расслаблены. Щеки свободно свисают лицо дряблое (область рта);

© "3" — ладонь на передней поверхности шеи. Мышцы полностью расслаблены (область шеи);

© "Ж" — кисти на груди (область грудной клетки);

© “Н” — кисть на голове (область головы);

© “М” — вибрации всего тела, звук уходит вниз, в область диафрагмы.

© “Р” — 1) тело расслаблено, все мышцы легко встряхиваются; 2) напряжение мышц, с последующим расслаблением; 3) снова расслабление.

Время выполнения — в течение дня.

Артикуляционное и диафрагмальное дыхание. Этот комплекс выполняется не менее чем за час до или после еды. Звук произносится четко, отрывисто. На каждом звуке живот, как бы выпрыгивает вперед (насколько это возможно). Каждый звук повторяется 8 раз. “Б-П” — прикусываем губы; “Р-Т” — язык сильно ударяет по зубам; “К-Х” — выдох предельно короткий и резкий, как выстрел. "А" — голосовые связки. Рот раскрыт, как вовремя зевка. Мягкое небо поднято вверх. Нижняя челюсть выходит вперед. “ХА” — раскатистый смех, толчок живота сопровождает каждый выдох.

Расслабление. Проводится перед сном, с закрытыми глазами. Тело как бы "растекается".

Четвертый этап — "Ритмическая гимнастика"

Цели и задачи:

1. Ликвидация гиподинамии у беременной женщины.

2. Улучшение общего кровотока.

3. Улучшение плацентарного кровоснабжения за счет стимуляции двигательной активности плода (профилактика внутриутробной инфекции).

4. Повышение мышечного и эмоционального тонуса беременной, улучшение ее самочувствия.

Техника выполнения. Ритмическая гимнастика выполняется сразу после дыхательной гимнастики. Продолжительность — 15 минут. Ритмические комплексы строятся с учетом отработки конкретных двигательных качеств (выносливость, гибкость, координация, сила, скорость, реакция), в одном комплексе не должно быть более 6-8 упражнений. Каждое упражнение повторяется многократно, желательно в течение какого-то одного законченного музыкального фрагмента. Подбирается ритмичная музыка. Можно использовать современную и классическую музыку. Вариант комплекса "Координация":

© при проговаривании всех букв алфавита глаза описывают максимальный круг — 2 круга.

© описывание кистями рук перед собой кругов в разных направлениях — 8 раз.

© описывание полных кругов руками в разных направлениях — 8 раз.

© подъем колена и одноименной руки — по 8 раз с обеих сторон — 16 раз.

© подъем разноименных колена и руки (марширование) — 8 раз. Марширование с одновременным вращением глаз по кругу: сначала в одну, затем в другую сторону — 2 круга. © марширование с вращением глаз при проговаривании всех букв алфавита — 2 круга.

ПРОГРАММА “ПЛОД” Первый этап — "Колыбельные"

Цели и задачи: подготовка ребенка ко сну; передача ему на подсознательном уровне положительной информации, оптимизирующей его психическое развитие. Формирование биоритмов сна-бодрствования.

Техника выполнения. Колыбельные женщина поет через аудиофон или без него. Время 20.00-20.15. В пении колыбельных участвуют другие члены семьи. Для этого они могут использовать аудиофон с переходником. Члены семьи, которые живут в другом месте (бабушка, тетя), записывают на аудиокассету свои колыбельные песни, присылают их маме и она проигрывает их плоду через плейер.

Второй этап — "Образовательная музыка"

Цели и задачи: через эмоции, вызванные музыкальными звуками сформировать в сознании плода первичные "образы" образовательных элементов.

Техника выполнения. Образовательная музыка имеет три серии, выполняемые в вечернее время. 1 серия — вокальная информация. Беременная женщина поет ребенку различные музыкальные образовательные циклы (математика, физика, история, биология, география, языки и т. д.). В случае отсутствия соответствующих образовательных песен, можно читать вслух, нараспев, отрывки из детских учебников. 2 серия — световая информация. Женщина лучом фонарика рисует на передней брюшной стенке: буквы; цифры;

геометрические фигуры; При этом она громко называет то, что изображает светом. Каждый элемент повторяется не менее 8 раз. 3 серия — тактильная информация. Женщина передает ребенку свои чувства словом и соответствующим прикосновением к передней брюшной стенке. Каждый жест и слово повторяются не менее 8 раз и ежедневно напоминаются плоду. Формируется соответствующий тактильно-вербальный словарь общения с плодом.

Третий этап — "Слушание музыки"

Цели и задачи: плод проходит своеобразную школу эмоций, запечатленных в классической музыке.

Техника выполнения. Формируется фонотека классической музыки по векам. Для каждого триместра беременности подбирается соответствующая эпоха. Музыка прослушивается через плейер (динамики), приставленный к передней брюшной стенке, в течение 30 минут ежедневно. Время — 19.00-19.30. С помощью пустого спичечного коробка, приставленного к передней брюшной стенке, женщина может простукивать ритмы исполняемого музыкального произведения. Каждое музыкальное произведение или ряд произведений одной эпохи нужно прослушивать не менее недели.

Четвертый этап — "Игра на музыкальных инструментах"

Цели и задачи: познакомить плод с разнообразными музыкальными тембрами; простимулировать различные биохимические процессов в организме.

Техника выполнения. Одним из лучших музыкальных инструментов для музыкального воспитания плода является гитара. Женщина прикладывает деку к передней брюшной стенке и играет (даже если она не умеет играть, можно просто перебирать струны, утром — высокие, вечером — низкие. Утром можно использовать колокольчики, погремушки, в дневное время — барабаны, тамтамы, вечером — низкие струны гитары. Купаясь в ванне беременная женщина может положить в воду неваляшку, которая будет издавать звуки при колебании воды (музыкальная ванна). Полным спектром тембровых воздействий обладает фортепиано. Из механических звуков можно знакомить ребенка с тиканьем часов и ударами метронома.

Дневник беременной включает в себя реакции плода на факторы музыкального воздействия, факторы воздействия на плод, временной интервал, пение, речь, игру на музыкальных инструментах, танец, слушание музыки и примечание. Дневник беременной может быть представлен в табл. 2.

Таблица 2

РЕАКЦИЯ ПЛОДА НА ФАКТОРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПЛОД

Число, месяц, год

Пение,

речь

Игра на музыкальных инструментах

Танец

Слушание

музыки

Примечание

1

2

3

4

5

6

Примечания: Дневник заполняется ежедневно. Для фиксации результатов

предлагается следующая система обозначения: +++ — очень выраженная реакция; ++ —

умеренная; + — слабая; 0 — отсутствие реакции. В графе "Примечание" нужно

записывать конкретное название музыкального фрагмента, исполняемого ребенку, продолжительность его звучания и время дня.

Комментарии запрещены.

Свежие комментарии